Святитель Иоанн Златоуст как учитель Веры

Имя святителя Иоанна Златоуста хорошо знакомо каждому христианину, ведь именно его слова мы слышим всякий раз, когда приходим в церковь. Литургия, которую ежедневно служат во всех храмах, составлена именно им. Конечно, он писал ее по-гречески, а у нас она звучит в переводе.

«На Руси на протяжении очень многих веков, можно сказать, с самого ее крещения, святитель Иоанн Златоуст был одним из любимых святых за его пламенное слово и защиту правды. На славянский язык, наверное, никакого другого автора не переводили в таком количестве, как его», – сказал старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института, теолог Кирилл Мозгов.

Даже проповеди, с которыми сейчас выступают перед прихожанами священники, до сих пор составляются ими по образу и подобию проповедей Иоанна Златоуста. В них нет ничего от скучных богословских лекций. По сути, проповеди и тогда, и сейчас направлены на то, чтобы ответить на самые насущные вопросы прихожан, но основываясь на Евангелии: как в реальной жизни исполнять волю Божью, как любить ближнего своего и, в целом, как жить по заповедям. Иоанн Златоуст брал за основу Священное Писание, часто – главу, имеющую прямое отношение к текущему христианскому празднику. И подробно разбирал ее, делая предельно понятной и практически применимой к современности. И сейчас православные священники поступают точно так же, лишь современные исторические реалии в их проповедях изменились.

Кем был святой при жизни?

Будущий Иоанн Златоуст родился в 347 году в знатной христианской семье, жившей в крупнейшем городе восточного Средиземноморья – Антиохии. Его отец, военачальник по имени Секунд, рано погиб, и мать, овдовевшая всего в 20 лет, отвергла предложения о повторном замужестве. Все свои силы она обратила на управление немалым наследством и воспитание сына. Иоанн получил самое лучшее образование, которое только можно было получить в те времена.

«В юности Иоанн учился у лучших философов, у риторов – тогдашних учителей словесности. Он был любимым учеником ритора Либания, который огорчался и недоумевал, что его лучший ученик – христианин. Иоанн получил прекрасное образование, но, конечно, языческое, потому что в то время в церкви практически не было серьёзных школ, и даже те, кто был рождён в христианских семьях, получали, как бы мы сейчас сказали, светское образование», – рассказывает Кирилл Мозгов.

Несмотря на то, что Иоанн родился в христианской семье, сам он крестился только в 20 лет. По словам православного педагога, это была обычная практика для того времени: чаще всего крещение становилось сознательным выбором человека. Так, блаженный Августин крестился в 33 года, Григорий Богослов – в 28, Василий Великий – в 26. Конечно, верующие родители могли как-то к этому своих детей готовить, но главным было, чтобы человек сам стремился к вере. И уже будучи взрослыми, люди проходили приготовляющие ко крещению огласительные беседы, в ходе которых человек мог всерьёз познакомиться с верой, которую он принимает. И, наверное, неслучайно сам Иоанн Златоуст, став священником, а позднее епископом Константинополя, тоже многие годы проводил эти огласительные беседы.

Почему он Златоуст

«Так сложилось, что в Русской церкви традиция огласительной проповеди не была воспринята, поскольку к тому времени, когда Русь крестилась, и в Византии уже тоже никаких огласительных бесед не было: всех крестили младенцами, – говорит Кирилл Мозгов. – И даже та традиция, которую представлял Иоанн Златоуст, уже была неизвестна, просто забыта. Поэтому, хотя святителя Иоанна Златоуста на славянский язык переводили больше, чем кого-либо, его главный труд – огласительные проповеди – были впервые переведены на русский язык только в конце ХХ века».

Сейчас святителя Иоанна чаще вспоминают как автора одного из самых известных богослужений. Та служба, которая чаще всего совершается в православной церкви, носит его имя, хотя она, конечно, не написана им целиком, но основные молитвы этого богослужения восходят к его традиции.

«Главный дар и дело жизни святого – это проповедь, которая вдохновляла и обращала к Богу, к правде и красоте очень многих людей. За красноречие Иоанна и назвали Златоустом. И именно из-за этого, как всегда бывает, он был человеком очень неудобным для его современников. У него было много врагов из-за того, что он проповедовал христианскую жизнь такой, какой она должна быть согласно Евангелию, без каких-то компромиссов», – говорит теолог.

Его даже пытались казнить, но казнь была заменена на ссылку, в которой он и закончил свою жизнь.

Дело было так: став константинопольским архиепископом, он распродал роскошное убранство архиепископского дворца (а свое состояние Иоанн еще в молодости, сразу после смерти его матери, раздал нуждающимся). Он передал вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников, требуя таких же поступков и от епископов. Он ополчился против богатства и социального расслоения, обличая и служителей церкви, и знать, и даже императорскую семью.

На императрицу Евдоксию он обрушился с критикой за жадность и неумеренную роскошь. Его судьба оказалась решена, когда на проповеди он назвал императрицу новой Иродиадой, женой библейского царя Ирода. Такого снести она уже не могла! В 404 году Константинопольский собор епископов отправляет Иоанна Златоуста в ссылку. Сперва а город Кукуз в Армении, а потом на самый край тогдашней империи – в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения святитель так и не достиг – он умер 14 сентября 407 года на пути туда, в местечке под названием Команы.

«Для Иоанна Златоуста главным было целостное обращение человека к Богу. Он проповедовал христианство не как прибавление к жизни каких-то земных выгод, а как изменение самой жизни человека, то, что Евангелие называет новым рождением, возрождением человека», – говорит Кирилл Мозгов.

Он обращался к взрослым людям, которые собирались креститься, чтобы они хорошо понимали, что они делают выбор и приносят Богу обещание, за которое они должны будут дать Богу ответ. «И сейчас, когда крестят младенцев, об этом тоже стоит напоминать. Не младенцам, конечно, а их родителям и крёстным – что они будут перед Богом отвечать за то, чтобы жизнь крещёного человека действительно стала христианской», – добавил теолог.

#ПАТРОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *