О похвальных словах святителя Иоанна Златоуста

7 «Бесед об апостоле Павле» (Εἰς τὸν ἀπόστολον Παῦλον; De laudibus sancti Pauli apostoli homiliae 1-7; CPG, N 4344; PG. 50. Col. 473-514; SC. 300; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 515-557), первые 6 произнесены в Антиохии незадолго до наступления 390 г. и в самом начале года; датировка 7-й беседы, произнесенной, как предполагают, гораздо позднее, представляется весьма затруднительной (Piédagnel A. Introduction // SC. 300. P. 20). И. З. говорит о превосходстве ап. Павла над ветхозаветными праведниками — Авелем, Ноем, Авраамом и др. вплоть до Иоанна Крестителя и представляет его высшим образцом добродетели, стяжавшим совершенную любовь Христову. Хотя за свою проповедь Христа «апостол языков» перенес многочисленные лишения, оскорбления и гонения, он лишь хвалился ими и почитал их за великую честь. И. З. рассказывает также об обращении апостола, о его первоначальной проповеди в Дамаске, о путешествии в Рим и о той решающей роли, к-рую он сыграл в распространении евангельского благовестия по всему миру. Эти беседы пользовались необычайной популярностью как на христ. Востоке, так и на христ. Западе, где уже в 415-418 гг. были переведены на лат. язык Анианом Келедским.

Ряд похвальных Слов И. З. посвящен знаменитым святым — представителям Антиохийской Церкви (с некоторыми из них он был лично знаком), а также памяти святых, особо чтимых в Антиохии:

Гомилия «О иже во святых отце нашем Мелетии» (Εἰς τὸν ἐν ἁϒίοις πατέρα ἡμῶν Μελέτιον; De s. Meletio Antiocheno; CPG, N 4345; PG. 50. Col. 515-520; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 557-562); произнесена в Антиохии, вероятно, в годовщину кончины святого в мае 386 (ActaSS. Sept. T. 4. P. 450) или 387 г. (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 213). Посвящена памяти свт. Мелетия Антиохийского.

Гомилия «О святом мученике Лукиане» (Εἰς τὸν ἅϒιον μάρτυρα Λουκιανόν; In s. Lucianum martyrem; CPG, N 4346; PG. 50. Col. 519-526; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 562-568), произнесена 7 янв. 387 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 460; Rauschen. 1897. S. 504). И. З. восхваляет труды и славную мученическую кончину сщмч. Лукиана, пресв. Антиохийского.

Слово «О священномученике Вавиле» (Εἰς τὸν ἱερομάρτυρα Βαβύλαν; De s. hieromartyre Babyla; CPG, N 4347; PG. 50. Col. 527-534; SC. 362. P. 277-312; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 568-573), произнесено 24 янв. 388 или 393 г. (Grillet B., Guinot J.-N. Introduction // SC. 362. P. 280). Посвящено памяти сщмч. Вавилы, еп. Антиохийского. И. З. говорит о чудесах, совершавшихся святым после смерти, видя в них действие силы Божией и ясное доказательство буд. воскресения.

Слово «О мучениках Иувентине и Максимине» (Εἰς τοὺς μάρτυρας ᾿Ιουβεντῖνον κα Μαξιμῖνον; In Iuventinum et Maximinum martyres; CPG, N 4349; PG. 50. Col. 571-578; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 618-623), служивших солдатами и пострадавших при имп. Юлиане Отступнике, датируется янв. или февр. 388 г. (Bonsdorff. 1922. P. 5; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235).

Слово «О святой мученице Пелагии, что в Антиохии» (Εἰς τὴν ἁϒίαν μάρτυρα Πελαϒίαν τὴν ἐν ᾿Αντιοχείᾳ; De sancta Pelagia virgine et martyre; CPG, N 4350; PG. 50. Col. 579-584; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 623-630), датируется 8 окт. 386 г. (Malingrey A.-M. Tableau chronologique // SC. 396. P. 369. Not. 3; Mayer. 2005. P. 251). И. З. произносит похвалу антиохийской мученице св. Пелагии, к-рая, будучи осужденной на смерть, лишила себя жизни не по боязни смерти, но чтобы спастись от поругания.

Гомилия «О священномученике Игнатии Богоносце» (Εἰς τὸν ἅϒιον ἱερομάρτυρα ᾿Ιϒνάτιον τὸν θεοφόρον; In s. Ignatium martyrem; CPG, N 4351; PG. 50. Col. 587-596; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 632-642), произнесена 17 окт. 386 г. (Malingrey A.-M. Tableau chronologique // SC. 396. P. 369. Not. 3; Mayer. 2005. P. 251). Посвящена памяти одного из мужей апостольских — сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, осужденного на смерть в Антиохии, но принявшего мученическую кончину в Риме в правление имп. Траяна.

Слово «О святом Евстафии, архиепископе Антиохийском» (Εἰς τὸν Εὐστάθιον ἀρχιεπίσκοπον ᾿Αντιοχείας; In s. Eustathium Antiochenum; CPG, N 4352; PG. 50. Col. 597-606; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 642-650), произнесено в Антиохии, вероятно, ок. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). И. З. восхваляет свт. Евстафия как мученика, несмотря на то что тот умер в изгнании своей смертью. По мнению И. З., мучеником делает не одна лишь смерть, но и душевный настрой и расположение воли.

«Похвала епископу Диодору» (Εἰς Ϫιόδωρον ἐπίσκοπον; Laus Diodori episcopi; CPG, N 4406; PG. 52. Col. 761-766; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 817-820), произнесена в Антиохии, вероятно, в 392 г. (Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 92; Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 456) в честь присутствовавшего на богослужении учителя И. З. Диодора, еп. Тарсийского, посетившего родной город и собиравшегося произнести проповедь вслед за И. З. Фрагменты еще одного Слова о Диодоре (Sermo de magistro Diodoro; CPG, N 4407) сохранились в лат. пер. у Факунда Гермианского (Facund.Pro defens. cap. IV 2).

Слово «О святом мученике Романе» (Εἰς τὸν ἅϒιον μάρτυρα ῾Ρωμανόν; In s. Romanum; CPG, N 4353; PG. 50. Col. 605-612; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 650-657), произнесено в Антиохии в день памяти мученика 18 нояб. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504).

3 беседы «О святых Маккавеях» (Εἰς τοῦς ἁϒίους Μακκαβαῖους; De Macabeis, hom. 1-3; CPG, N 4354; PG. 50. Col. 617-628; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 662-674), произнесены предположительно в Антиохии в день памяти святых 1-2 авг. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). И. З. ставит в пример твердости веры мать святых отроков Маккавейских и увещевает подражать ей, порицая малодушие нек-рых христиан. О святых Маккавеях святитель говорит также в гомилии «О Елеазаре и семи отроках» (CPG, N 4441.13; PG. 63. Col. 523-530), произнесенной 31 июля 399 г. в К-поле (Pargoire. 1899-1900. P. 151-152; Aubineau. 1992. P. 540).

Слово «О святых мученицах Вернике и Просдоке и их матери Домнине» (Εἰς τὰς ἁϒίας μάρτυρας Βερνίκην κα Προσδόκην παρθένους, κα Ϫομνίναν τὴν μητέρα αὐτῶν; De ss. Bernice et Prosdoce; CPG, N 4355; PG. 50. Col. 629-640; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 674-687), произнесено, вероятно, 20 апр. 391 г. (Rauschen. 1897. S. 525; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 165) или 14 апр. 392 г. (Montfaucon. 1718-1738. T. 2. P. 396, 633). И. З. рассказывает, как святые мученицы, спасаясь от поругания, выбрали смерть, тем самым показав, что среди христиан ее презирают даже женщины.

Похвала «Св. мученику Юлиану» (Εἰς τὸν ἅϒιον μάρτυρα ᾿Ιουλιανόν; In s. Iulianum martyrem; CPG, N 4360; PG. 50. Col. 665-676; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 713-723), произнесена, вероятно, в Антиохии в день памяти святого (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 165).

Слово «О мученике Варлааме» (Εἰς τὸν ἅϒιον μάρτυρα Βαρλαάμ; In s. Barlaam martyrem; CPG, N 4361; PG. 50. Col. 675-682; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 723-730), произнесено в Антиохии предположительно в день памяти святого 31 мая (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 165), год произнесения неизвестен. И. З. говорит, что можно и не подвергаясь гонениям подражать мученикам, борясь с огнем страстей; рассказывает о мученичестве св. Варлаама.

Слово «О св. великомученице Дросиде» (Εἰς τὴν ἁϒίαν μεϒαλομάρτυρα Ϫροσίδα; De s. Droside martyre; CPG, N 4362; PG. 50. Col. 683-694; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 730-741), произнесено в Антиохии в день памяти святой 22 марта (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 25, 165), год произнесения неизвестен. И. З. говорит об обстоятельствах кончины и прославления мученицы.

Слово «О египетских мучениках» (Εἰς μάρτυρας Αἰϒυπτίους; In martyres Aegyptios; CPG, N 4363; PG. 50. Col. 693-698; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 741-745), произнесено в Антиохии (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 165), время произнесения неизвестно. И. З. отмечает, что некогда богоборческий Египет ныне сияет мучениками; и хотя диавол умножает мучения, чтобы одолеть подвижников, Бог попускает это, чтобы еще более их прославить.

Слово «О священномученике Фоке» (Εἰς τὸν ἅϒιον ἱερομάρτυρα Θωκᾶν; De s. hieromartyre Phoca; CPG, N 4364; PG. 50. Col. 699-706; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 746-753), произнесено в К-поле, вероятно ок. 398/9 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 528-529) или неск. позже (Baur. 1929-1930. Bd. 2. S. 35), на гробнице св. Фоки, мощи к-рого были перенесены из Понта в К-поль. Здесь же святитель опровергает еретиков-ариан, хотевших усвоить Отцу имя «Бог» как высшее, а Сыну имя «Господь» как низшее.

Беседа «О мучениках и о сокрушении и милостыне» (Εἰς μάρτυρας καἰ περἰ κατανύξεως καἰ ἐλεημοσύνης; In martyres et de compunctoine cordis et eleemosyna; CPG, N 4357; PG. 50. Col. 645-654; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 691-698), произнесена в Антиохии (Mayer. 2005. P. 511), время произнесения неизвестно. И. З. уподобляет души святых колеснице, пребывающей у Бога; их тела Бог оставил нам для нашей пользы, чтобы мы, вспоминая их страдания ради Христа, бесстрашно шли путем подвижничества.

Гомилия «О мучениках» (Εἰς μάρτυρας ὁμιλία; Homilia in martyres; CPG, N 4359; PG. 50. Col. 661-666; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 710-713), произнесена, вероятно, в мартирии, в пригороде Антиохии, год произнесения неизвестен (Allen, Mayer. 2000. P. 93). И. З. в присутствии городского начальства говорит о благоговейном почитании мучеников, поскольку мн. горожане, следуя местным языческим обычаям, по окончании праздничного богослужения имели обыкновение тотчас предаваться различным увеселениям.

Похвала «Всем святым, во всем мире пострадавшим» (Εἰς τοὺς ἁϒίους πάντας τοὺς ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ μαρτυρήσαντας; De ss. martyribus; CPG, N 4365; PG. 50. Col. 705-712; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 753-759), произнесена, вероятно, в Антиохии (Mayer. 2005. P. 470), год произнесения неизвестен. И. З. рассуждает о мученичестве в целом, его значении и буд. наградах за него. Гомилия «О всех мучениках» (In martyres omnes; CPG, N 4441.15), входящая в состав «Новых гомилий» и относящаяся к к-польскому периоду (Mayer. 2005. P. 509-510), не издана.

«Когда в полночь царица пришла в Великую церковь» (Τῆς βασιλίδος μέσων νυκτῶν εἰς μεϒάλην ἐκκλησίαν προσελθούσης; Homilia, dicta postquam reliquiae martyrum; CPG, N 4441.1; PG. 63. Col. 467-472; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 291-296), принадлежит к «Новым гомилиям», произнесена предположительно в 398 г. (Bonsdorff. 1922. P. 73-74; Aubineau. 1992. P. 540) или, вероятнее, между 10 янв. 400 и 10 янв. 402 г. (см.: Holum. 1982. P. 56; Allen, Mayer. 2000. P. 85) в Дрипии, пригороде К-поля, куда в присутствии имп. Евдоксии из Великой церкви были перенесены мощи мучеников. Пользуясь случаем, И. З. спешит восхвалить императрицу за ее добродетели и ревность о церковном благочестии. С этой гомилией тесно связана гомилия, произнесенная на следующий день в присутствии имп. Аркадия в ц. св. ап. Фомы, где были захоронены останки мучеников: «В следующий день, когда был царь в мартириуме апостола и мученика Фомы» (Τῇ ἐπιούσῃ ἡμέρᾳ, παραϒενομένου τοῦ βασιλέως ἐν τῷ μαρτυρίῳ τοῦ ἀποστόλου κα μάρτυρος Θωμᾶ; Homilia, dicta praesente imperatore; CPG, N 4441.2; PG. 63. Col. 473-478; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 296-301).

#ПАТРОЛОГИЯ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *